Интервью, Промышленность

«Борисовдрев» – курс на качество, развитие всех трех направлений производства и профессиональное общение

Александр Михайлович Волковец, заместитель генерального директора по производству ОАО «Борисовдрев», рассказал ЦНИИФ о стратегии, которая привела предприятие к успеху, и поделился своим видением ситуации в отрасли.

Александр Михайлович, хотим еще раз поблагодарить вас за организацию круглого стола нашей конференции. Это был отличный опыт! Знаем, что ваше предприятие – среди лучших в Республике Беларусь, было и на первом месте в районе. Поделитесь, пожалуйста, на чем основана стратегия успешного развития?

Да, действительно наше предприятие заняло 1-е место среди промышленных организаций Борисовского района по итогам 2021 года, в целом, итоги 2022 года для нас также были неплохими. Наша стратегия развития основана на «трех К»: сегодня мы развиваемся под девизом: «КАЧЕСТВО ТРУДА. КАЧЕСТВО ПРОДУКЦИИ. КАЧЕСТВО ЖИЗНИ».

 

На «Борисовдреве» прошла масштабная модернизация при поддержке государства. Насколько значительный эффект она принесла предприятию?

Да, действительно, модернизация у нас прошла масштабная – как цехов основного производства с закупкой линий и оборудования (цеха МДФ/ХДФ, фанерного цеха, спичечного цеха), так и всей инфраструктуры в целом по предприятию! Именно благодаря своевременной поддержке государства предприятие получило вторую жизнь, мы стали конкурентоспособными, вышли на рентабельную работу, появились планы для дальнейшего развития, персонал почувствовал уверенность в завтрашнем дне, значительно улучшились условия работы персонала.

Можете ли дать совет российским предприятиям – как привлекать инвестиции?

Общего совета, как и универсального рецепта нет – каждое предприятие индивидуально: со своей технологией и продуктами, объёмами производства, сырьевой базой. Собственные инвестиции – это, конечно, хорошо, но не всегда получается направить на развитие, тем более в условиях санкций и переориентации рынков, поэтому государственная поддержка очень важна (как показала практика на примере модернизации белорусских деревообрабатывающих предприятий). Ну и конечно создание узнаваемого бренда, маркетинг продукции способствует привлечению инвестиций.

Большая часть нового оборудования у вас – импортная. Каково ваше профессиональное мнение об импортозамещении? Существует ли реальная возможность опираться на отечественное оборудование (имеем в виду произведенное в Союзном государстве РБ и РФ)?

Как показывает практика последних лет, импортозамещение играет очень большую роль для нас, и этим мы занимаемся и будем продолжать заниматься. На сегодняшний день практически все вопросы по технологической оснастке, сырью, запчастям решены, единственное – увеличены сроки производства и логистики.

Опираться на отечественное оборудование произведенное в Союзном государстве РБ и РФ, конечно, можно. Так, наши производители (зная нюансы импортного оборудования от специалистов предприятий деревообработки, эксплуатирующих импортное оборудование) успешно применяют опыт в практике собственного производства за счет автоматизации и изменения программного обеспечения с обязательной обратной связью от предприятий деревообработки.

Вы не раз говорили о важности человеческого фактора. Ваши сотрудники называют «Борисовдрев» семьей, вторым домом. Мы имели возможность прочувствовать прекрасную атмосферу в коллективе, когда были у вас. Скажите, как удалось этого достичь?

Сегодня, для исключения «человеческого фактора» на производстве при выпуске качественной продукции ведущая роль отводится автоматизации технологических процессов и персоналу, контролирующему и обслуживающему работу оборудования, как технологическому, так и ремонтному.

У нас на предприятии работают семьями, есть ряд трудовых династий. За время проведения модернизации персонал принимал непосредственное участие в работах с одновременным выпуском продукции порой в нестандартных условиях, знает существенную разницу: «было–стало», все это сегодня ценно вдвойне!

 

Есть ли проблемы с квалифицированными кадрами? Как организована передача опыта от более опытных к новичкам?

Конечно, некий дефицит квалифицированных кадров мы испытываем, так как оборудование автоматизированное и требует должного уровня обслуживания и эксплуатации. Мы тесно работаем с «Белорусским государственным технологическим университетом», «Борисовским государственным политехническим колледжем», ПТУ по ряду профессий. До принятия на работу будущие специалисты проходят практику (производственную, преддипломную), мы проводим их оценку и в случае двусторонней заинтересованности приглашаем на работу.

Согласно действующим на предприятии стандартам системы менеджмента качества (СМК), при поступлении на работу молодые специалисты закрепляются за опытными, проходят процесс адаптации, после чего проводится квалификационная комиссия, даются рекомендации на повышение разряда, категории, класса (получение смежной профессии).

 

Вы выпускаете три вида продукции – спички, плиты МДФ и фанеру. Можете ли выделить какое-то направление как более перспективное?

Сегодня наше предприятие выпускает три основных вида продукции:

– спички средним наполнением 36 шт. (единственное предприятие в Республике Беларусь);

– плиты МДФ/ХДФ от 2 до 6 мм, в том числе окрашенные ОХДФ (однотонные и текстурированные);

– фанеру ФК, ФСФ 1525х1525 мм от 3 до 30 мм.

Какое направление по продуктам более перспективное – сказать сложно, так как наша практика показывает, что предпочтения по продуктам на рынке изменчивы и порой непредсказуемы. Поэтому для нас очень важно выпускать три основных вида продукции и тем самым достигать своего рода сбалансированности.

Согласно нашей стратегии развития – рост объемов планируется по всем продуктам!

Поделитесь опытом, как справляетесь с переориентацией каналов сбыта в условиях санкций.

В современных условиях важную роль играют партнерские встречи и договоренности с «дружественными странами» на государственном уровне, на уровнях правительства, концерна, нашего деревообрабатывающего холдинга BYSPAN.

Со своей стороны, наше предприятие участвует в различных выставках, конференциях, семинарах. Изучаем спрос на продукцию и продукты деревообработки!

Хотелось бы узнать ваше мнение о важности обмена опытом в отрасли.

Несомненно, обмениваться опытом нужно! На встречах всегда можно пообщаться в кругу специалистов, людей, знающих своё дело – почерпнуть что-то новое, оценить себя (увидеть плюсы и минусы), получить обратную связь, одним словом, – не остановиться в своем развитии, предприятия и отрасли в целом.